Профилактика правонарушений
Профилактика правонарушений
- Подробности
- Опубликовано 10.07.2018 06:56
- Автор: Super User
Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации"
Программа профилактики безнадзорности и правонарушений в учреждениях дополнительного образования детей.
Программа профилактики безнадзорности и правонарушений направлена на повышение эффективной деятельности педагогов дополнительного образования, по вовлечению и организации обучающихся состоящих на профилактическом учете.
Основными направлениями деятельности являются:
- профилактическая работа;
- социально-педагогическое сопровождение детей, состоящих на профилактическом учете;
- информационно-методическое сопровождение;
- взаимодействие с семьей.
Профилактическая работа:
1. Вовлечение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в кружковую деятельность.
2. Организация различных видов досуговой деятельности в соответствии со склонностями и интересами детей.
3. Работа с родителями.
4. Профилактика зависимостей, вредных привычек.
С целью привлечения детей в детские объединения учреждений дополнительного образования в течение учебного года пропагандируется деятельность учреждения:
Наглядная реклама:
- рекламная афиша (развешивается в школах, учреждениях, на досках объявлений);
- визитка (распространяется среди детей);
- выставка работ обучающихся (в основном помещении учреждения дополнительного образования детей или передвижной вариант и т.д..
Устная реклама организуется в виде устных объявлений.
Запись в детские объединения.
-массовая агитация детей в образовательных учреждениях;
- развешивание афиш;
-организация и проведение Дня открытых дверей.
Организационное собрание
На этом собрании дети и родители могут ознакомиться:
-с общим содержанием образовательной программы;
-с перспективами на текущий учебный год;
-с расписанием занятий, согласовав при этом удобное для всех время;
-с правилами поведения в учреждении и детском объединении;
-какие материалы понадобятся для работы.
Участие в городских и республиканских мероприятиях.
Участие в школьных акциях «Запишись в кружок» с показом видеороликов о работе учреждений дополнительного образования, мастер-классами, выставками, показательными выступлениями.
Взаимодействуя с классными руководителями, членами штаба воспитательной работы, руководители детских объединений не просто должны рекламировать свои кружки, а включать детей, в том числе и состоящих на профилактическом учете в творческий процесс: участие в мастер-классах, мини-проектах, сувенирных мастерских.
Для этих воспитанников педагог-психолог совместно с руководителем кружка разрабатывает план индивидуальной психолого-педагогической поддержки, содержательной основой которого являются различные формы деятельности: коллективные, групповые, индивидуальные.
Одним из важных методов профилактики является обеспечение ребенку положительных эмоций, возможностей проявить себя, самоутвердиться, создание «ситуации успеха». Для этих детей важно, чтобы их заметили и достойно оценили.
Особое место в профилактической работе уделяется проведению мероприятий, направленных на выработку защитных установок, осознанных решений, помогающих детям и подросткам отказаться от вредных привычек, ориентирует их на ценностное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Большая работа учреждений дополнительного образования детей должна вестись по повышению правовых знаний подростков, таких как например: диспут: «Права ребенка в новом веке», тематический час: «Все, что ты должен знать о законе», опрос-беседа: «Ты и Конвенция о правах ребенка», воспитательный час: «Закон и дети», акции: «Как вы относитесь к закону? Обратная связь», круглый стол: «На повестке дня – закон о детях» и других.
Работа по профилактике должна продолжаться и в дни школьных каникул.
Весь летний период должны работать кружки, творческие мастерские, массовые мероприятия, организовываться поездки и экскурсии.
Во все профилактические мероприятия должны вовлекаться не только учащиеся, состоящие на профилактическом учете, но и дети и подростки из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
Социально-педагогическое сопровождение детей, состоящих на профилактическом учете.
1. Сбор информации, выявление причин постановки на учет.
2. Создание банка данных.
3. Разработка и работа по индивидуальному плану.
4. Написание характеристики, заполнение карточки личностного роста.
5. Оформление отчетной документации.
Собранная информация анализируется, составляется картотека детей, состоящих на профилактическом учете.
С этой группой детей, организуется индивидуальная работа. Начинается она со взаимодействия руководителя кружка (секции) с классным руководителем, педагогом-психологом, социальным педагогом школы.
Результатом этой работы является написание характеристики личности ребенка, изучение причин постановки на учет, его психологических и поведенческих особенностей, интересов, внутрисемейных отношений и условий проживания.
На основе полученной информации составляется план индивидуальной работы. Он включает в себя: диагностику личностных качеств ребенка, индивидуальные беседы, направленные на формирование здорового образа жизни и противодействия вредным привычкам, участие в воспитательных мероприятиях, формирующих активную гражданскую позицию, развитие чувства патриотизма, выполнение общественных поручений в коллективе кружка, развивающие чувство ответственности, коммуникабельности, сотрудничества, положение в коллективе, особенности семейного воспитания и т.д.
Планируются также индивидуальные консультации с родителями, их привлечение к массовым мероприятиям, участию в родительских собраниях. Важным помощником в этой работе является классный руководитель. Совместно с ним контролируется посещаемость не только кружковых занятий, но уроков.
Каждым педагогом в кружке ведется дневник наблюдений, в котором описывается динамика развития качеств воспитанника, изменение его поведения, отношения к окружающим и сверстникам, занятиям. Поквартально заполняется индивидуальная карточка учета личностного развития обучающегося. Участие такого подростка в массовых мероприятиях отражается в рейтинговой таблице учреждения наравне со всеми воспитанниками учреждения дополнительного образования.
Можно вести портфолио, которое предоставляется в образовательное учреждение на заседание штаба воспитательной работы при рассмотрении персонального дела учащегося.
Необходимо также приглашать на все мероприятия, в которых участвует учащийся, состоящий на учете его родителей, педагогов, одноклассников.
Информационно-методическое сопровождение
1. Разработка программ.
2. Обобщение и распространение педагогического опыта.
3. Семинары для педагогов.
4. Оформление правовых уголков.
Взаимодействие с семьей
1. Выявление неблагополучных семей и работа с ними.
2. Консультации для родителей.
3. Родительские собрания.
4. Организация совместных праздников.
В учреждениях дополнительного образования детей должна вестись активная и целенаправленная работа по привлечению родителей к участию в совместных делах. Работа с родителями детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, начинается с анкетирования и беседы о том, что с их ребенком будет проводиться комплекс мероприятий по профилактике и предупреждению правонарушений. Взаимоотношения с родителями необходимо строить на партнерской основе взаимопонимания и взаимоуважения.
Основными формами работы с родителями по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: например, организация работы родительского комитета.
Основные направления деятельности родительского комитета:
Создание банка данных родительских ресурсов, создание социального паспорта детского объединения.
Осуществляется через опрос, анкетирование, индивидуальные собеседования с родителями.
Организация совместных дел педагога, родителей и детей: спортивных соревнований, праздников, туристических походов и т.д.
Организация родительских собраний.
Также в работе учреждения дополнительного образования необходимо пользоваться всеми возможностями разностороннего и разнообразного взаимодействия с семьей. Это:
1. Повышение педагогического потенциала семьи через организацию родительских собраний и лекций, консультаций.
2. Вовлечение родителей в образовательный процесс через участие в занятиях детского объединения, демонстрацию родителям достижений ребенка.
3. Создание системы совместного досуга детей и родителей через организацию семейных праздников, соревнований.
4. Формирование различных видов родительских активов.
5. Организация практической помощи родителям в решении детско-родительских проблем.
6. Специалисты учреждения дополнительного образования могут разработать рекомендации для родителей, например: «Здоровый образ жизни», «Правила для родителей», «Родителям от ребенка», «Как стать хорошим родителем» и т.д.