Профилактика правонарушений

Профилактика правонарушений

Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации"

 

 

Программа профилактики безнадзорности и правонарушений в учреждениях дополнительного образования детей.


Программа профилактики безнадзорности и правонарушений направлена на повышение эффективной деятельности педагогов дополнительного образования, по вовлечению и организации обучающихся состоящих на профилактическом учете.

Основными направлениями деятельности являются:

- профилактическая работа;

- социально-педагогическое сопровождение детей, состоящих на профилактическом учете;

- информационно-методическое сопровождение;

- взаимодействие с семьей.

Профилактическая работа:

1. Вовлечение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в кружковую деятельность.

2. Организация различных видов досуговой деятельности в соответствии со склонностями и интересами детей.

3. Работа с родителями.

4. Профилактика зависимостей, вредных привычек.

С целью привлечения  детей в детские объединения учреждений дополнительного образования  в течение учебного года пропагандируется деятельность учреждения:

Наглядная реклама:

 

- рекламная афиша (развешивается в школах, учреждениях, на досках объявлений);

- визитка (распространяется среди детей);

- выставка работ обучающихся (в основном помещении учреждения дополнительного образования детей или передвижной вариант и т.д..

Устная реклама организуется в виде устных объявлений.

Запись в детские объединения.

-массовая агитация детей в образовательных учреждениях;

- развешивание афиш;

-организация и проведение Дня открытых дверей.

Организационное собрание

На этом собрании дети и родители могут ознакомиться:

-с общим содержанием образовательной программы;

-с перспективами на текущий учебный год;

-с расписанием занятий, согласовав при этом удобное для всех время;

-с правилами поведения в учреждении и детском объединении;

-какие материалы понадобятся для работы.

Участие в городских и республиканских мероприятиях.

Участие в школьных акциях «Запишись в кружок» с показом видеороликов о работе  учреждений дополнительного образования, мастер-классами, выставками, показательными выступлениями.

Взаимодействуя с классными руководителями, членами штаба воспитательной работы, руководители детских объединений не просто  должны рекламировать свои кружки, а включать детей, в том числе и состоящих на профилактическом учете в творческий процесс: участие в мастер-классах, мини-проектах, сувенирных мастерских.

Для этих воспитанников педагог-психолог совместно с  руководителем кружка разрабатывает план индивидуальной  психолого-педагогической поддержки, содержательной основой  которого являются  различные формы деятельности: коллективные, групповые, индивидуальные.

Одним из важных методов профилактики является обеспечение ребенку положительных эмоций, возможностей проявить себя, самоутвердиться,  создание «ситуации успеха». Для этих детей важно, чтобы их заметили и достойно оценили.

Особое место в профилактической работе уделяется проведению мероприятий, направленных на выработку защитных установок, осознанных решений, помогающих детям и подросткам отказаться от вредных привычек,  ориентирует их    на   ценностное   отношение  к  своему  здоровью  и здоровому образу жизни.

Большая работа учреждений дополнительного образования детей должна вестись по  повышению правовых  знаний подростков, таких как например: диспут: «Права ребенка в новом веке», тематический час:  «Все, что ты должен знать о законе», опрос-беседа: «Ты и Конвенция о правах  ребенка»,  воспитательный час:  «Закон и дети», акции: «Как вы относитесь к закону? Обратная связь», круглый стол: «На повестке дня – закон о детях» и других.

Работа по профилактике должна продолжаться и в дни школьных каникул.

Весь летний период должны работать  кружки,  творческие мастерские, массовые мероприятия, организовываться поездки и экскурсии.

Во все профилактические мероприятия должны вовлекаться не только учащиеся, состоящие на профилактическом учете, но и дети и подростки из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

Социально-педагогическое сопровождение детей, состоящих на профилактическом учете.

1. Сбор информации, выявление причин постановки на учет.

2. Создание банка данных.

3. Разработка и работа по индивидуальному плану.

4. Написание характеристики, заполнение карточки личностного роста.

5. Оформление отчетной документации.

Собранная информация анализируется,  составляется  картотека детей, состоящих на профилактическом учете.

С этой группой детей, организуется индивидуальная работа. Начинается она со взаимодействия руководителя кружка (секции) с классным руководителем, педагогом-психологом, социальным педагогом школы.

Результатом этой работы является написание характеристики личности ребенка, изучение причин постановки на учет, его психологических и поведенческих особенностей, интересов, внутрисемейных отношений и условий проживания.

На основе полученной информации составляется план индивидуальной работы. Он включает в себя: диагностику личностных качеств ребенка, индивидуальные беседы, направленные на формирование здорового образа жизни и противодействия вредным привычкам, участие в воспитательных мероприятиях, формирующих активную гражданскую позицию, развитие чувства патриотизма, выполнение общественных поручений в коллективе кружка, развивающие чувство ответственности, коммуникабельности, сотрудничества, положение в коллективе, особенности семейного воспитания и т.д.

Планируются также индивидуальные консультации с родителями, их привлечение к массовым мероприятиям, участию в родительских собраниях. Важным помощником в этой работе является классный руководитель. Совместно с ним контролируется посещаемость не только кружковых занятий, но уроков.

Каждым педагогом в кружке ведется дневник наблюдений, в котором описывается динамика развития качеств воспитанника, изменение его поведения, отношения к окружающим и сверстникам, занятиям.  Поквартально заполняется индивидуальная карточка учета личностного развития обучающегося. Участие такого подростка в массовых мероприятиях отражается в рейтинговой таблице учреждения наравне со всеми воспитанниками учреждения дополнительного образования.

Можно вести портфолио, которое предоставляется в образовательное учреждение на заседание штаба воспитательной работы при рассмотрении персонального дела учащегося.

Необходимо также приглашать на все мероприятия, в которых участвует учащийся, состоящий на учете его родителей, педагогов, одноклассников.

Информационно-методическое сопровождение

1. Разработка программ.

2. Обобщение и распространение педагогического опыта.

3. Семинары для педагогов.

4. Оформление правовых уголков.

Взаимодействие с семьей

1. Выявление неблагополучных семей и работа с ними.

2. Консультации для родителей.

3. Родительские собрания.

4. Организация совместных праздников.

В учреждениях дополнительного образования детей должна вестись активная и целенаправленная работа по привлечению родителей к участию в совместных делах. Работа с родителями детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, начинается с анкетирования и беседы о том, что с их ребенком будет проводиться комплекс мероприятий по профилактике и предупреждению правонарушений.  Взаимоотношения с родителями необходимо строить на партнерской основе взаимопонимания и взаимоуважения.

Основными формами работы с родителями  по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: например, организация работы родительского комитета.

Основные направления  деятельности родительского комитета:

Создание банка данных родительских ресурсов, создание социального паспорта детского объединения.

Осуществляется через опрос, анкетирование, индивидуальные собеседования с родителями.

Организация совместных дел педагога, родителей и детей: спортивных соревнований, праздников, туристических походов и т.д.

Организация родительских собраний.

Также в работе учреждения дополнительного образования необходимо пользоваться всеми возможностями разностороннего и разнообразного взаимодействия с семьей. Это:

1. Повышение педагогического потенциала семьи через организацию родительских собраний и лекций, консультаций.

2. Вовлечение родителей в образовательный процесс через участие в занятиях детского объединения, демонстрацию родителям достижений ребенка.

3. Создание системы совместного досуга детей и родителей через организацию семейных праздников, соревнований.

4. Формирование различных видов родительских активов.

5. Организация практической помощи родителям в решении детско-родительских проблем.

6. Специалисты учреждения дополнительного образования  могут разработать рекомендации для  родителей, например: «Здоровый образ жизни»,  «Правила для родителей», «Родителям от ребенка»,  «Как стать хорошим родителем» и т.д.